Развитие интерактивных обучающих платформ, сайтов, YouTube — каналов позволяет найти огромное число видеоуроков по школьным предметам, где ведущий очень подробно, со своими особенностями объясняет материал. Каждый ученик может найти именно то толкование, что ему близко, понятно и необходимо в данный момент.
Увы, но это обилие возможностей обучения математике он-лайн никак не повлияло на успешность большинства учеников. Школьники в основном очень ленивы, не самостоятельны, редко умеют искать, выбирать, оценивать информацию, стараются найти возможность списать, подглядеть, и не хотят подумать сами.
О роли репетитора
Именно поэтому роль репетитора изменилась в современном мире, теперь он становится тьютором. Теперь этот человек (тьютор) не только учит предмету, он и направляет, принуждает, развивает саморегуляцию, помогает определить этапы личностного роста и образования. Сейчас важна сознательность в обучении, но ее нужно воспитывать. Никогда и ничто не сможет заменить личное общение в процессе обучения. Как я люблю говорить: «Только репетитор может ткнуть пальцем в то, что написано, и ученик сразу же сам понимает куда смотреть и где искать ошибки».
Особенности on-line уроков.
Видео-уроки, конференции, вебинары — они однонаправленные, однобокие, одним словом. Они позволяют вещать только в сторону ученика, предполагая его сознательность, активное участие в процессе познания, понимание происходящего. Это нельзя назвать обучением, это своего рода лекции (результат усвоения от нее 5%), которые очень малоэффективны.
А как обучать
В обучении важно взаимодействие друг на друга, совместное решение проблемы, выстраивание хороших человеческих отношений, которые позволяют вытянуть ученика из круга проблем и показать решения. Ничего этого не передает общение через интернет.
Математика — это примеры, задачи, рассуждения, логика, соблюдение правил, определенный порядок оформления, который очень наглядно передается через бумагу или доску. Математику важно писать, педагогу важно видеть, что пишет, как пишет ученик; где задумался ученик, чтобы тут же поддержать, помочь, задать наводящий вопрос и вывести на верный путь рассуждений. Ученики должны ошибаться, критически оценивать этапы решений, иначе они не смогут ничему научиться. Важно, что ошибки должны быть контролируемы со стороны педагогов.
Суть моих занятий заключена в большей степени самостоятельном решении поставленных задач, обсуждении теории, поиске ошибок, исправления их. Мне важно видеть, как ученик рассуждает, ищет пути решения, пишет, оформляет. Когда все пункты сливаются, получается изумительный результат: успех ученика!
Очень тяжело изучать математику без перерывов, ведь предмет требует постоянной включенности в процесс, требуется непрерывный контроль и понимание каждого перехода в решении, поэтому педагог делает некоторые отступления, чтобы дать немного отдохнуть голове, чтобы с новыми силами дальше учиться, развиваться и расти. Через видео усталость ученика не ощущается, не чувствуется, а значит результативность проведенного урока ниже.
Общение через интернет не позволяет проконтролировать все элементы личного общения, не передает никаких чувств и эмоций, педагог и ученик видят просто бездушную картинку.
Есть ли смысл обучать учеников математике по видео?
Постоянно обучать онлайн смысла нет (результат будет ниже возможного), однако нужно помнить, что интернет очень удобное средство дополнительного обучения. А также замены живого общения в период болезни или вынужденного отсутствия на занятии.