В современном мире нельзя недооценивать роль образования в нашей жизни. Всегда действует принцип: не упусти! Иначе можно отстать так, что никакие силы и время не позволят нагнать упущенное и, тем более, обогнать. Великие слова «всему свое время» работают и при обучении детей естественным наукам, но важно это делать аккуратно, увлекая детей процессом обучения, приумножая их знания за счёт собственной мотивации и стремлений.
Роль репетитора или частного преподавателя в этой ситуации также многогранна и значима. За довольно продолжительное время работы репетитором математики, мне стало понятно, что не математика сложный предмет, а сложно умение ее интересно и грамотно объяснить, увлечь этими цифрами, этими буквами и их сочетаниями. Отсюда и роль репетитора: он не только объясняет свой предмет так, что становится все очень понятным, он также мотивирует, поддерживает, выслушивает и, главное, направляет ученика. Научить того, кто не хочет думать, кто не видит смысла в занятиях, кому «просто лень» практически невозможно. Можно муштровать и принуждать к запоминанию отдельных фактов, как в армии, но будет ли от этого польза? А гуманно ли это? Это «образование», которое должно развивать, расширять возможности, мотивировать на дальнейшие открытия? Не думаю! На мой взгляд таким нужен военрук, а не репетитор.
«Великие слова «всему свое время» работают и при обучении детей естественным наукам, но важно это делать аккуратно, увлекая детей процессом обучения, приумножая их знания за счёт их собственной мотивации и стремлений.»
Получается, что частный преподаватель также находится в образовательном процессе каждого своего ученика, но в силу временных характеристик и отсутствия стандартного плана обучения, регулируемого государством, обладает более мобильными и широкими возможностями в обучении.
Ответ на этот вопрос состоит из многих особенностей и нюансов. Разберём некоторые из них.
- Ребенок не нашел контакта с педагогом.
Ученику 13-15 лет часто трудно подстроиться под чужого, непонятного человека, вести себя по другому, заставить себя слушать и слышать педагога, который не вызывает у него никаких положительных эмоций.
- Упущено много школьных часов по важным причинам.
Каждое отсутствие в школе, это пропуск ступеньки определенного материала, подходов и методик в обучении каждого предмета. Иногда отсутствие знаний по одному небольшому материалу ведёт к непонимающим целого блока тем.
- Тяжёлые взаимоотношения в классе со сверстниками.
Это может произойти в любом возрасте и коллективе, главное, это не упустить, иначе последствия могут быть ужасными. Если окружение оказывает демотивируещее, негативное воздействие, то обучение нужно пересматривать в корне, начиная со смены обстановки (класса, школы и т.д.).
- Слабая начальная школа.
Особенно это проблема актуальна перед экзаменами, когда ворох тем запущен, начинаешь искать исток непонимания и приходишь в начальную школу. Обучение в первых классах самое спокойное, методичное и важное. Начальное обучение позволяет установить определенные связи, развить ребенка эмоционально и дать начальные знания, которые в 5 классе обобщаются (создаётся система знаний) и дальнейшее обучение строится уже по спирали на имеющейся базе.
- Тяжёлый подростковый период.
Очень часто именно новый, чужой, с другой стороны человек влияет на ребенка и его мировоззрение так, что меняется полностью все, даже отношения с родителями в лучшую сторону. Но опасность в поиске такого человека состоит в том, что не каждый репетитор готов стать помощником и наставником. Не каждый может понять причину злости, грубости и пессимистичного настроя ученика.
Это лишь небольшой список проблем, которые встречаются в работе репетитора. Очень хочется верить в то, что настанут времена и мы будем слышать и полностью понимать друг друга. Репетиторы сейчас это не мода, это необходимость для некоторых детей в образовательном процессе.